Муниципальный этап краевого конкурса среди


общеобразовательных учреждений


(номинация 5 – 8 классы)

Научно - исследовательская работа


«Юные герои Кубани»

« Недаром помнит вся Кубань!»


Выполнила: ученица 7 «Б» класса

Дзина Наталья Павловна

Руководитель: учитель кубановедения Куликова Елизавета Юрьевна




  1. Введение.


Данную тему исследовательской работы я считаю актуальной, потому что эта тема близка мне, моей семье. Я буду говорить о героизме моих сверстников в годы Великой Отечественной войны. Об этом страшном времени мне рассказывала моя прабабушка, которой было тогда, как и мне сейчас, – 13 лет. По ее рассказам, трудно пришлось тогда всему народу, а детям особенно. Они рыли оборонительные ямы, наравне со взрослыми работали на полях, заводах, фабриках, выполняя трудную работу.

Я всегда с волнением слушала такие рассказы и считала прабабушку и ее сверстников настоящими героями. Да и как иначе! У меня – то совсем другое детство! Но прабабушка не считала себя героем, она рассказала мне о подвиге Лени Таранника, ее земляка, который, как и она в детстве, жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Он был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Леня сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Его выследили и после страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.

Этот рассказ меня глубоко взволновал, и я решила провести свою исследовательскую работу, чтобы узнать как можно больше о юных героях Кубани.

Итак, в своей работе я исследую проблему героизма детей во время войны на Кубани.

Соответственно, объектом моего исследования является Великая Отечественная война, а предметом –деятельность детей во время боевых действий на Кубани.

Целью данной работы является исследование героической борьбы советских детей в годы войны на Кубани, ведение партизанской и подпольной борьбы в тылу врага.

В соответствии с данной целью мною были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.

  2. Ознакомиться с Интернет – ресурсами по данной теме.

  3. Обобщить и систематизировать выводы.


  1. «Дети героической страны…»


Первые осенние дни... Дует прохладный ветерок, шевеля опавшую листву. Я иду в школу. На душе у меня радостно, потому что каждый день я узнаю много нового и интересного, посещаю различные кружки и просто общаюсь со сверстниками. И еще… Это так здорово – жить в самом лучшем месте на земле – в Краснодарском крае. Скоро моей любимой Кубани исполнится 76 лет. Вот уже какой почтенный возраст у нее! Многое видела моя земля за это время, многим может гордиться, но, пожалуй, самыми героическими были годы Великой Отечественной войны, а самыми большими героями были дети, которые проявили небывалое мужество в схватке с врагами, отдали свои юные жизни за наше счастливое детство. Это о них сказал поэт Роберт Рождественский:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Да, до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, которые учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья, но пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мои сверстники из далеких сороковых… Читаю строчки А. Иоффе об их военном детстве:

Его я узнал не из книжки-

Жестокое слово - война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Я знаю, что Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом. В годы войны зародилось и развернулось всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников. В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры.

Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими земляками. До войны это были обычные ребята. Они учились, занимались общественными делами, любили книги, охотно ходили в кино. Но сегодня, мысленно прослеживая их деятельность в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо на осознанное самопожертвование во имя достижения победы над ненавистным врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 12-15 –летнего возраста. Я хочу назвать имена некоторых из них.



  1. Юные герои Кубани.

ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8-й Майкопской школе, писал листовки и расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага, срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января, в день своего рождения, Женя был расстрелян.

ЛЁНЯ ОБЪЕДКО. Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.

Завгородний Алексей Иванович посвятил подвигу Лени Объедко стихотворение:

Про мальчика, про Леню, будет этот рассказ.

В Семисводном он рос, быстрый, легкий, как птица,

Как и все он мечтал, и твердил каждый раз:

-Я хочу быть пилотом, летать научиться!

Он хотел, чтобы ветер дул упруго в лицо,

Он хотел, чтобы шапку срывал он со свистом.

Он хотел быть похожим на наших отцов,

Смело шедших вперед на клинок, на винтовочный выстрел.

Он хотел, чтоб в полях колосились хлеба,

Чтоб комбайны гудели в пшеничном просторе.

Вдруг … Война! Всех сплотила она,-

Что ни дом, то огромное горькое горе.

Вербы косы склонили над рекою вдали.

Немцы Леню схватили, на допрос повели.

НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА. Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя.

ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

ВИТЯ ГУРИН. Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа».

ТОЛЯ АЛЕХИН. Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года.

ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.

ВОЛОДЯ ГУКОВ. Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.

Дети войны-и веет холодом,

Дети войны-и пахнет голодом,

Дети войны- и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания!

Л.М.Голодяевская.

ФЕДЯ ТОКАРЕВ. Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.

СТЕПА ПОНОМАРЕВ. Жил в станице Каменномостской. Ему было 14 лет. Он был связным в партизанском отряде, участвовал в операциях по освобождению пленных, предотвращал угон скота, раскрывал имена предателей. Был схвачен фашистами на пороге родного дома. После жестоких пыток в октябре 1942 года Степа был расстрелян.

НИНА КАМЕНЕВА. Дочь партизана. Жила в станице Новосвободной Тульского района. Ей было 15 лет. Она добывала информацию для отряда, в котором воевал отец. Нина и ее мать были схвачены, подверглись страшным пыткам и были вместе расстреляны в октябре 1942 года.

ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступление фашистов на Новороссийск Витя помогал нашим матросам отбивать атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны.

ВИТАЛИК И ЛЕНА ГОЛУБЯТНИКОВЫ. Учились в школе № 3 станицы Брюховецкой. В 1943 году во время отступления немецких войск ценой своих жизней они спасли колонну советских солдат, предупредив их о засаде.


ВЛАДИК КАШИРИН. Житель города Анапы. Принимал участие в подрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55 запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». В составе 18-й армии Владик принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу.

ЮРА САЗОНОВ и КОЛЯ ТОКАРЕВ. Жили в станице Даховской. Были связными в партизанском отряде, передавали партизанам ценные сведения, расклеивали в станице листовки. Юных разведчиков выследили и после долгих пыток в гестапо расстреляли в октябре 1942 года.

КОЛЯ ШУЛЬГА. Родился в станице Кисляковской Кущевского района, учился в 18-школе. Ему было 11 лет. Он был связным в партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в яме живым.

МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…

Никак забыть я не могу

Тот город Краснодар.

Лежала скрипка на снегу,

Над ней закат пылал.

Он так потешиться хотел,

Фашистский генерал.

Но мальчик пел, он только пел

« Интернационал»!










  1. Вывод, итог.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а нам, тем, что выросли в послевоенном мире, – надо ли нарушать безмятежность наших юных лет, нужно ли знать о тех страшных годах? Я убеждена: необходимо. Память – наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе мы, дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны мы перестать волноваться, узнавая о них.

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но для того, чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, сохранять память о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории, это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком, или, как я, займутся исследованием героических страниц Кубани.

Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

  1. Заключение.

Дети и война. Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь.

Я постаралась осветить наиболее важные аспекты темы. Попробовала показать большой вклад детей в победу над фашизмом, рассказать, почему они это делали.

Передо мною, как в строю, прошли лица детей, вставших в силу сложившихся обстоятельств на защиту своей Родины. Это они делали исключительно добровольно, никто их не принуждал. Гордость испытываешь от знакомства с каждым из них. Как не восхищаться теми, кто в 10 – 15 лет счёл себя бойцом и всеми правдами и неправдами добился зачисления во фронтовую часть, в ряды партизанского отряда.

Пишу о юных героях и восхищаюсь их мужеством. Смогла бы я быть такой же стойкой и несгибаемой? Смогла бы выдержать такие же испытания, которые выпали на долю моих сверстников? Хорошо, что сейчас мирное время, а патриотизм мы проявляем, становясь достойными гражданами своей родины.

Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Над нашей Кубанью ясное небо, теплое солнце. Буйно цветут сады и шумят неоглядные нивы. За все это отдали свои жизни малолетние герои. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в истории Кубани, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. Наша святая обязанность – помнить их имена и быть достойными их памяти.

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!


Список использованной литературы.


1. «Говорят погибшие герои». Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941 – 1945 гг.). Изд. 2. М.,

Госполитиздат, 1993г.

2. «История Великой Отечественной войны». Т. 6. Воениздат, М., 2003г.