Попова Татьяна Сергеевна,

учитель основ православной культуры

и кубановедения МБОУСОШ № 6 с.Вольного

муниципального образования Успенский район







IV Россинские педагогические чтения работников образования города Краснодара и Краснодарского края



«Мир образования: Вера, Надежда, Любовь

в третьем тысячелетии»



Школьный музей, как средство

духовно-нравственного воспитания учащихся



Исходя из конкретной педагогической ситуации, учитывая планы в совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающему поколению Краснодарского края, в нашей школе созданы благоприятные условия для гармоничного развития ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации.

Центром воспитательной работы по данному направлению является историко-краеведческий музей школы им. Н. Я. Григоренко. Как сказал А. В. Луначарский «…Музей – грандиозная памятная книга человечества». В нашей школе музей – это сотрудничество учителей, учеников, родителей разных поколений, хранителем лучших традиций школьной жизни.

Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому, так как без прошлого, нет настоящего, и не может быть будущего. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.

Школьный музей соединяет разные формы классной и внеклассной работы (факультатив ОПК, кубановедение, история, литература) и внеклассной работы (кл. часы, сборы дружин, тематические вечера), позволяющий выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

В рамках программы, школьный музей может выполнять следующие функции:

  1. поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;

  2. научно-методическая работа с педагогическим коллективом;

  3. координаторская работа с общественными организациями;

  4. организационное проведение общешкольных мероприятий. Объединяющие усилия учителей и учеников.

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов. Каждый класс ведет свое реально-полезное дело: оформление альбомов «Наши ветераны», «Мое село, моя Родина», «история храма нашего села», уход за памятниками, исследование и обобщение краеведческого материала в фондах школьного музея старшеклассниками.

Научно-методическая функция музея тесно связана с поисковой и исследовательской и объединяет педагогический коллектив и учащихся в едином деле. На семинарах методических объединений классных руководителей, педсоветах, педагогический коллектив, под руководством зам. директора по ВР обсуждают план краеведческой работы, ее перспективы, определяет цели и задачи общешкольного мероприятия, заслушивают классных руководителей о краеведческой работе в каком –либо классе.

Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея. Интегрированные уроки с элементами кубановедения, тематические экскурсии по родному району и за его пределы, расширяют кругозор учащихся, развивает у них познавательный интерес.

Музей также координирует связь с другими музеями через интернет, положение о конкурсах и смотрах, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.

Музей организует и контролирует совместно с зам. директора по воспитательной части подготовку и празднования юбилея школы и музея, встречи с выпускниками школы, День Победы, «Дом в котором мы живем» и другие. Цель каждого мероприятия пробудить в каждом ребенке чувство милосердия, гуманизма, стремления к красоте, активное участие в общем деле через самоуправления ученического коллектива.

Вся воспитательная программа в рамках краеведения строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.

Так в младших классах знакомство с кубановедением ведется через экскурсии в школьном музее, через встречи и обсуждении определенных тем на уровне пассивного восприятия. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи.

В 5-6 классах используется активная работа в краеведческой работе по родословной семьи, готовят небольшие исследовательские работы, выполняют разовые поисковые задания.

В 7-8 классах учащиеся участвуют в подготовке тематических вечерах по краеведению, работая в архиве музея, собирают материал по истории школы и названия улиц, на которой живут, воспоминания старожилов.

Учащиеся 9-11 классов занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, изучают историю родного края.







Краеведческая работа школы планируется с учетом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы с учетом районных и краевых мероприятий и связаны с юбилейными и государственными датами.

В общеобразовательном учреждении имеется тематический календарный план с учетом работы музея по краеведению.

Совет музея дает рекомендации для подготовки работ в виде перспективных поисковых заданий.

Программа по патриотическому воспитанию отражает задачи патриотического воспитания в нашей стране, основной целью которой было создание систем патриотического воспитания. В настоящее время такая программа в нашей школе существует и направлена на решение многих проблем в развитии всесторонне развитой личности:

Музейные фонды широко используются в учебно-методической и воспитательной работе школы:

-Уроки мужества;

Проводятся систематически экскурсии для учащихся и гостей школы.

Проводятся семинары:

Весь актив музея занимается поисковой работой, сборов интересных материалов, воспоминаний, установление памятных знаков, участвуют в вахте памяти и поисковой работе.

Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:

  1. Комната-музей;

  2. Руководитель школьного музея;

  3. Зам. директора по воспитательной работе и МО классных руководителей и МО учителей истории;

  4. Объединение «ПОИСК»;

  5. Компьютерный класс;

  6. Ученический орган самоуправления – совет музея;

  7. Ученический класс «Юный Жуковец».

За музеем закреплен 7 «Б» класс «Мы Жуковцы» классным руководителем которого является руководитель школьного музея Попова Т.С.. Этот класс был признан лучшим классом, за активную тимуровскую помощь и работу в школьном музее. Совет музея дает рекомендации для подготовки работ в виде перспективных поисковых заданий.



Членами музея проводится огромная поисковая работа по увековечиванию павших в годы ВОВ. Совместно с родителями был восстановлен памятный знак на месте, где в годы В.О.В. на территории с. Вольного 2 августа 1942 года немцы разбомбили санитарный поезд. Ребята установили памятный знак, позже посадили березки.

Долгосрочный проект направлен на восстановление памятника на разъезде Вольное. Планируется регулярное посещение памятника. Краеведческая работа школы планируется с учетом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы с учетом районных и краевых мероприятий и связаны с юбилейными и государственными датами.