Учитель ОРКСЭ МБОУСОШ № 6 Попова Т.С.
ОРКСЭ 4 класс. Тема: Совесть и раскаяние. Урок 10.
Цель урока: формирование у обучающихся представления о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о том, что включают в себя слова “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре;
- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
Тип урока.
Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник “Основы религиозных культур и светской этики. рабочие тетради, притча «Воробей», рабочий лист урока.
Формы работы учащихся: коллективная.
Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Стремление к совершенствованию своих умений |
Понимание и определение “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре; Участвовать в коллективной творческой деятельности при работе с рабочими листами урока, словарем. |
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Извлечение необходимой информации из беседы, видеопоказа. Выработка алгоритма действий.
Учебное сотрудничество (умение договариваться, слушать друг друга, вести диалог. |
ХОД УРОКА.
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Приёмы, УУД |
1. Организационный момент |
Активация учащихся. |
– Добрый день! |
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. |
Личностные:
мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
– Сегодня я
бы хотела начать урок с демонстрации притчи «ВОРОБЕЙ»
Скажите тему урока над которой мы будем сегодня работать? (Совесть и раскаяние) Слайд № 1 |
Отвечают на вопросы учителя,
обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и
незнания. |
Регулятивные:
целеполагание; планирование. |
3.Актуализация знаний. |
Выявить уровень знаний и систематизировать их. Дифференцированная работа. Учащиеся вставлябт пропущенные слова.
|
Слайд № 2 Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей. - Назовите антоним слова “добро”. (Зло) Слайд № 3 - Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное) - В православии у слова “зло” есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех) Слайд № 4 - В православии грех – это:
|
Представляют результаты
исследования. |
Личностные:
осознание своих возможностей. |
4.Первичное усвоение новых знаний. |
Организовать осмысленное восприятие новой информации |
Побуждает
учащихся к теоретическому объяснению фактов. Слайд № 6-8
|
Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочем листе урока. |
Познавательные:извлекать
необходимую информацию из прослушанного, структурировать
знания. |
5. Первичная проверка понимания. |
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. |
Задает вопрос что такое “Раскаяние”? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке) - Давайте обратимся к понятию “Совесть” Учебник страница 36. - Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”. - Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа) - Посмотрите на его портрет. - Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех) - Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его) - Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился) - Обоснуйте свой ответ. - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть) - Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас. - Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой) - Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно) Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки “по совести”, у нас тогда возникает чувство стыда. Слайды 10 “Стыд” - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье. - Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей) |
Самостоятельно изучают материал учебника. Отвечают на вопросы учителя. |
Регулятивные: умение осмыслить прочитанный материал. Коммуникативные:
слушать и слышать собеседника. |
6. Первичное закрепление. |
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. |
Работа в рабочих тетрадях. Задание 1 (первая группа) устно в классе, задание 2 выполнить дома. Дифференцированная работа. I группа. Задание 1. - Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? - Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. |
Осуществляют учебные действия по
намеченному плану |
Регулятивные: оценка,
коррекция. |
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. |
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. |
Предлагает ученикам посмотреть мультфильм возвращение блудного сына. Анализ мультфильма: - Как вы можете охарактеризовать блудного сына, используя понятия изученные на уроке? - Охарактеризуйте также отца и его дейтствия?
|
формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. |
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Организовать обсуждение домашнего задания |
1. Прочитайте высказывания рубрики “Это интересно”. Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39. Всем. Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние. |
Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Регулятивные:
умение выбрать задание по силам. |
9.Рефлексия деятельности |
1) Организовать самооценку
учениками собственной учебной деятельности. |
Учитель организует
рефлексию учебной деятельности на уроке. - Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить: - Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … . Наш урок подошёл к концу. Вы видите на доске яблоню. Вспомните, какие добрые дела вы совершили на этой недели. Кто вспомнил, возьмите яблоневый цветок и прикрепите его к яблоне. Посмотрите как от добрых дел она расцвела. Поэтому от добрых дел и мир вокруг нас стал красивее. |
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Регулятивные:
умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить
его. |