Учитель ОРКСЭ МБОУСОШ № 6 Попова Т.С.




ОРКСЭ 4 класс. Тема: Совесть и раскаяние. Урок 10.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление о том, что включают в себя слова “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре;

- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.



Тип урока. 

Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.

Используемые учебники и учебные пособия: учебник “Основы религиозных культур и светской этики. рабочие тетради, притча «Воробей», рабочий лист урока.

Формы работы учащихся: коллективная.



Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Понимание и определение “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре;

Участвовать в коллективной творческой деятельности при работе с рабочими листами урока, словарем.

  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

  • Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, видеопоказа. Выработка алгоритма действий.

  • Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, слушать друг друга, вести диалог.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

Добрый день!
Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.
(Настраивает учащихся на работу.)

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстника

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации притчи «ВОРОБЕЙ»
(Просмотр притчи) Подводит учащихся к осознанию целей и задач.
Скажите, почему пожилой отец спрашивал у сына кто это? (хотел привлечь внимание). Сын это понял? (Да). А что в нем пробудилось? (Совесть). Тоесть он что сделал? (Раскаялся).

Скажите тему урока над которой мы будем сегодня работать? (Совесть и раскаяние)

Слайд № 1
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Помогает, советует в планировании.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их. Дифференцированная работа. Учащиеся вставлябт пропущенные слова.


Слайд № 2

Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.

- Назовите антоним слова “добро”. (Зло)

Слайд № 3

 - Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)

- В православии у слова “зло” есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех) Слайд № 4

- В православии грех – это:

  • недобрые чувства;

  • недобрые мысли;

  • недобрые дела

Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
- Работаем в группах. Первая группа ищет в словаре определение слова “Совесть”, а вторая – “Раскаяние”.

Слайд № 6-8


Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочем листе урока.

Познавательные:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы, определение совесть, раскаяние.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Задает вопрос что такое “Раскаяние”? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке)

- Давайте обратимся к понятию “Совесть” Учебник страница 36.

- Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”.

- Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)

- Посмотрите на его портрет.

- Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)

- Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)

- Обоснуйте свой ответ.

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)

- Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)

- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки “по совести”, у нас тогда возникает чувство стыда.

Слайды 10

Стыд” - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)

Самостоятельно изучают материал учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: умение осмыслить прочитанный материал.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания в жизни.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Работа в рабочих тетрадях. Задание 1 (первая группа) устно в классе, задание 2 выполнить дома.

Дифференцированная работа.

I группа. Задание 1.

- Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть?

- Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Предлагает ученикам посмотреть мультфильм возвращение блудного сына.

Анализ мультфильма:

- Как вы можете охарактеризовать блудного сына, используя понятия изученные на уроке?

- Охарактеризуйте также отца и его дейтствия?



формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение вступать в диалог друг с другом.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение домашнего задания

1. Прочитайте высказывания рубрики “Это интересно”. Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39. Всем.

Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние.

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителе

9.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
- Наш урок подходит к концу.

- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить:

- Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … .

Наш урок подошёл к концу. Вы видите на доске яблоню. Вспомните, какие добрые дела вы совершили на этой недели. Кто вспомнил, возьмите яблоневый цветок и прикрепите его к яблоне. Посмотрите как от добрых дел она расцвела. Поэтому от добрых дел и мир вокруг нас стал красивее.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельн