Попова Татьяна Сергеевна,

учитель основ православной культуры

и кубановедения МБОУСОШ № 6 с.Вольного

муниципального образования Успенский район



Муниципальный этап конкурса

творческих работ по духовно-творческому воспитанию

«Семь + Я»

Номинация: Авторская методическая разработка

модуля ОРКСЭ «Основы православной культуры»







Пояснительная записка.



Урок разработан для 5 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник: Кураев А. В. «Основы православной культуры. 4- 5 класс» М.: Просвещение, 2010 г. Данный урок является 14 занятием. После проведения занятия предпологается проектная работа совместно с родителями «Построй свой храм», и экскурсия в храм.

Цель урока: Познакомить с Храмами Кубани и ролью православных храмов в жизни кубанских людей.

Задачи урока: О: Дать определения понятия «Храм».

В: Способствовать мобилизации знаний и опыта; способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувство сплоченности и взаимопомощи.

Р: развивать сенсорные и моторные навыки, совершенствовать навыки публичного выступления, генерирования идей, аргументированного спора; умение систематизировать и анализировать.

Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: если храм- дом Божий, то почему он по- другому построен и устроен?

 Следует познакомить обучающихся с историей возникновения храма, с его обликом, символикой и архитектурой. Объяснить гармонию мира духовного и рукотворного. Следует включить региональный компонент и познакомить также с историей храма который находится рядом со школой.

Нужно организовать учебный процесс таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлектировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новое знание и развивать саму познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни, присоединение к « смыслам» родной культуры.

Урок апробирован на учащихся МБОУСОШ № 6 в рамках недели по ОПК по духовно- нравственному развитию учащихся в условиях сельского социума.



Тема: «Храмы Кубани».



«Мы знаем, что,

чем больше любовь, тем больше страданий душе;

чем полнее любовь, тем полнее познание;

чем горячее любовь, тем пламеннее молитва;

чем совершение любовь, тем святее жизнь.

Силуан Афонский



Цели урока.

1. Познакомить с ролью православных храмов в жизни кубанских людей.

2.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа, ценностное отношение к историческому и культурному наследию.

3..Познакомить с правилами поведения в православном храме.

4. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3. Развивать мотивацию к проектной деятельности учащихся.

Педагогическая идея урока: систематизация знаний, их закрепление и применение. Формирование умений по проектной деятельности.

Задачи:

О: Дать определения понятия «Храм».

В: Способствовать мобилизации знаний и опыта; способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувство сплоченности и взаимопомощи.

Р: развивать сенсорные и моторные навыки, совершенствовать навыки публичного выступления, генерирования идей, аргументированного спора; умение систематизировать и анализировать.

Планируемые результаты урока



Личностные развитие навыков сотрудничества со сверстниками и со

Взрослыми.







Предметные знание, понимание и принятие обучающимися значение храма.



обобщения.









коммуникативные УУД умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог



Формируемые компетенции Способствовать формированию ключевых компетенций:

Коммуникативной: умение вступать в контакт с одноклас-

сниками.

Информационной: критическое отношение к

информации, обобщение,

анализ и другие действия с ней.

Кооперативной: понимание значении общих усилий как

условие

успешного выполнения общего дела. Умение совместно

работать, давать

оценки.

Проблемная: концентрация внимания на поиск

решения поставленного вопроса.



Межпредметные связи: ИЗО, литература, история, кубановедение.



Форма: урок с мультимедийной поддержкой.



Зрительный ряд: мультимедийная презентация, включающая в себя храмы Кубани, устройство храма с. Вольного.

Литературный ряд: стихи о храме.



Содержательное наполнение этапов урока

Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь.

Новые слова: священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки



Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, рефлекторы, рабо

чие листы, памятка «Правила поведения в Храме»

Ход урока.



Выявление восприятия, мотивация

Сначала размышляем сами

1. Вам уже приходилось бывать в православных храмах?

2. Можно ли назвать природу прекраснейшим храмом Божиим?

При ответе на вводные вопросы дети, будучи по-разному осведомленными, могут отвечать различно. Важно в их ответах отследить общее, способствующее уточнению, структурированию знаний. Традиционное устроение храма – притвор (место для молящихся), солея (возвышенная часть пола перед иконостасом), амвон (центральная часть солеи, расположенная напротив Царских врат и служащая местом для чтения Евангелия, произнесения проповедей), алтарь. В целом храм – особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы. Можно вместе с детьми создать чертеж-схему храмового устройства. Учитель только должен помнить, что эти понятия вводятся не для обязательного запоминания.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

При работе с текстом постараться отследить новую информацию. Быть очень внимательным: возможно что-то в тексте может удивить или озадачить.



Чтение текста

Чтение текста можно осуществлять целиком или абзацами.







ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

Вопросы и задания

1). Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).

1). Рассмотрите икону. Чем она отличается от обычной картины, от портрета человека? (Важно, чтобы дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями. Важно понять, что икона это не только предмет рассматривания, а образ Святости, к Которому можно обращаться в молитве. Вот почему мы ходим перед святыми образами, а они смотрят на нас (так обычно дети объясняют закон обратной перспективы!).

1. Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?

Можно схематично изобразить нижний ярус иконостаса с Царскими вратами и расположенными справа и слева традиционными иконами.

Почему в алтарь нет общего доступа?

Можно использовать часть видеофильма о храме, его устройстве.

2) Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла?

2). Может ли православный христианин молиться без иконы? Можно привести примеры молитвенного обращения к Богу в самых разных местах, Бог всегда услышит, но при этом значение общей храмовой молитвы совершенно особенное!

3) Прочитайте сведения о Пресвятой Богородице. Попробуйте сделать перевод молитвы, обращенной к Божьей Матери. Почему эта молитва так любима православным народом?

3). Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Уже на этом этапе можно показать учащимся репродукции с икон Владимирская, Знамение, Смоленская. Почему так много иконописных изображений Божьей Матери? (Разумеется, это свидетельствует о всенародном почитании Божьей Матери).

4. Храм нашего села.

В 1914 году Туапсинское акционерное общество купило у села Вольного 40 десятин земли для постройки железной дороги на северной окраине села за 10000 рублей и на эти деньги построили церковь и кирпичную школу. После революции церковь отдали под клуб и до 1997 года там показывали фильмы, проводили различные мероприятия.



2 апреля 1997 года глава районной администрации подписывает постановление о передаче здания Дома культуры в селе Вольном церковно – приходскому Совету св. Иоанна Богослова молитвенного дом.

Есть такое крылатое выражение «Через тернии к звездам ». Радость верующих от того, что им через столько десятилетий наконец –то отдали то, что по праву православным всегда принадлежало, компенсирует горечь потери – «Есть божий суд, он не подвластен звону злата…»





Храмы на кубани посвящались Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия кубанские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский…

Ребята как вы думаете, в нашем селе Успенском как называется храм?

(Успение пресвятой Богородицы)

Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Игра «Собери пазл» (Разрезанная картинка храма на сегменты, собрать ее. Обучающиеся выбирают части, и составляют из них храм.). Создание ситуации успеха.

класс делится на пары, обсуждают и дополняют и выбирают нужные части. В результате на доске получается несколько видов храмов.

Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Работа с художественным произведением (стихотворение о храме).

Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Подведение итогов.



Домашнее задание (дифференциация по объёму и по уровню творчества):

- творческая работа (памятка, рисунок, стихотворение);

-рассказать родителям что нового узнали на уроке.

Заключительное слово учителя.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.