Учитель ОРКСЭ МБОУСОШ № 6 Попова Т.С.

ОРКСЭ 4 класс. Как христианство пришло на Русь. Урок 18.


Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.

Цели урока: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся на урок.

Учитель. Добрый день друзья мои.

Сегодня в путешествие отправимся мы.

Путешествие в прошлое нашей Руси.

Машина времени нас увези.

Итак мы отправляемся. (Просмотр мультфильма «Повесть временных лет» «Крещение Руси»).

Учитель: Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (Предполагаемые ответы: Князь Владимир, крещение Руси, христианство на Руси). Анализ мультфильма. Что же произошло после Крещения Руси? Вспомним, что же побудило принять Владимира христианскую Веру? (Феодор и Иоанн, первые мученики варяги пострадавшие за православную веру, т.е. жертвоприношение).

Слайд 2. Откуда пришло христианство.

  1. Проблема. Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и двух его сыновей. По его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть наложницей. Он отличался любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц, которых «было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести на Берестове» (Памятники литературы Древней Руси XI - нач. XII в., - М., 1978. – Кн. 2. – С.95).

Его грехи ещё долго можно перечислять. Но вот что любопытно: никакого другого князя не любили и не помнили так долго на Руси, как князя Владимира. В Былинах народ прозвал его Ласковым и Красным Солнышком, а христианской церковью был канонизирован.




  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ. Игра с шарами.

На доске выписаны слова:

После крещения князь Владимир:

Слайд 3. Учитель. Ребята, за время своего княжение Владимир строит огромное количество церквей а какое значение имеет слово церковь? (Предполагаемые ответы: Здание, храм Божий, духовное родство людей). Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой.


Слайд 4-5. На Русь, в 10 веке принявшей христианство, вера пришла вместе с недавно возникшим церковнославянским языком, родственным древнерусскому. Этот язык был создан святыми братьями Кириллом и Мефодием специально для перевода Евангелия и богослужебных книг. Церковнославянский язык обогатил древнерусский язык такими словами, как истина, разум, пространство, вечность, вселенная, милосердие, благодать и другими. Литературный язык совершенствовался и приобрел славу одного из наиболее развитых языков средневековья.

Одним из ярких достижений новой культуры была книга. Книга была окружена на Руси особым почитанием: книга говорила о деятельной любви к родине, к ближнему, воспитывала чувство ответственности каждого за всех. Описывая окружающий мир, древнерусские авторы не уставали удивляться красоте и мудрости мироустройства, призывали к творческому созиданию, устроению, благоукрашению данного Богом природного мира.






  1. Исследовательская работа с текстом. Работа в парах.

ЗАДАНИЕ

Прочитав текст, попробуйте ответить на вопрос, почему на Руси было принято именно православие.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

  1. ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА. Работа с листом урока.

Лист урока Дата__________ Ф.И.__________________________________


У каждой страны есть какая-то историческая черта, которая ее характеризует. Так, когда говорят Франция, то обычно добавляют «Прекрасная», когда говорят Британия, то добавляют «Великая», а когда говорили о нашей Родине, о России, то много- много веков ее называли _______________________________

Крещение – это_______________________________, через которое человек становиться частью Церкви Христовой.

Год Крещения Руси_________________.

2. Расположите даты в порядке возрастания и укажите, что произошло в этот год: 988г., 957г., 980-1015гг.


988 г. – Крещение Руси

957 г -

980-1015 гг- правление князя Игоря


  1. Работа над проектом. На доске плакат.

Слайд 6.




  1. Решение ранее поставленной проблемы: «Почему князя Владимра больше всего помнили на Руси и называли «Красное солнышко»».


  1. Закрепление урока. Игра видеотека «Крещение Руси».


  1. Рефлексия «солнышки».


  1. Итог урока. Обсуждение проекта. Вручение золотых монет за хорошую работу. Учитель: «Ребята, спасибо всем за хорошую работу на уроке, и хочу поблагодарить вас золотыми монетами, чтобы вы всегда помнили, что дороже всякого золота – это знания. Всего доброго».